home

Новости Посольства России в Монголии

21 ноября 2016 года в Посольстве Российской Федерации в Монголии был проведен брифинг для СМИ по вопросу российской недвижимой собственности в Монголии, в котором приняли участие сотрудники Посольства, представители ФГУП "Госзагрансобственность" и Россотрудничества.

Участники брифинга для СМИ по вопросу российской недвижимой собственности в Монголии

Было сделано заявление следующего содержания:

21 ноября 2016 года

ЗАЯВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРЕССЫ

14 ноября 2016 года инициативной группой жильцов 15-го мкр-на г. Улан-Батора при участии «Ассоциации по защите интересов владельцев арендуемого жилья»была проведена пресс-конференция, в ходе которой в недопустимом тоне поднимались вопросы, связанные с российской недвижимой собственностью в Монголии. Представленная на ней информация и доводы либо не соответствуют действительности, либо вырваны из контекста.

Цель сегодняшнего брифинга – при помощи средств массовой информации донести до общественности Монголии и ее государственных структур истинное положение дел, побудить решать имеющиеся здесь проблемы в соответствии с законодательством Монголии и с учетом норм международного права.

Упомянутая Ассоциация была создана группой инициативных граждан более 15-ти лет назад и по сути используется как инструмент по захвату собственности на территории Монголии.

При непротивлении местных монгольских правоохранительных органов, используя лакуны в законодательстве и недоучет судами Монголии ее международных обязательств, Ассоциация добилась аннулирования свидетельств о праве собственности на 6 жилых домов, принадлежащих Российской Федерации (дома №№ 3, 4 в г. Дархан и №№ 11, 12, 13, 17 в г. Улан-Батор). Это лишило российскую сторону возможности хозяйственного ведения этих объектов и создало вакуум в вопросе об их владельце, что и позволило гражданам, проживающим в этих домах, полностью избежать какой бы то ни было оплаты за использование чужого имущества. Похоже, это и было ближайшей целью инициаторов.

Указанные жилые дома в соответствии с имеющимися договоренностями сторон на высшем уровне предназначаются к безвозмездной передаче монгольской стороне от российской стороны. Работа в этом направлении ведется. Российским и монгольским участникам переговорного процесса надо подготовить всю необходимую документацию и осуществить эту передачу в соответствии с российским и монгольским законодательством, без обременений и с правовой чистотой. Однако в складывающихся условиях сделать это крайне трудно. Действия Ассоциации фактически затормозили этот процесс. Ведь на 6 домов, как уже отмечалось, аннулированы свидетельства о праве собственности на Российскую Федерацию. А свидетельства необходимы по законодательству для проведения соответствующих внутригосударственных процедур по отчуждению российского имуществав пользу Монголии. Членам Ассоциации и гражданам, проживающим в этих домах, это хорошо известно, однако сложившаяся ситуация, видимо,их полностью устраивает.

На волне, так сказать, успеха члены Ассоциации и монгольские граждане, проживающие в других российских домах, решили не останавливаться на достигнутом и распространить аналогичную практику аннулирования свидетельств на всю остальную жилую недвижимость Российской Федерации в Монголии, о чем они неоднократно заявляли. Однако монгольские суды всех инстанций, включая верховный, отклонили все исковые требования Ассоциации и граждан по другим 4-м российским объектам, подтвердив, что акт государственной регистрации собственности совершен в полном соответствии с законом. Такое решение судов, понятно, не устраивает Ассоциацию и граждан, проживающих в российской недвижимости, ведь в качестве перспективной цели они рассчитывают получить квартиры в собственность, а пока этого не произошло, они тем часом просто-напросто годами не оплачивают арендную плату за не принадлежащую им собственность, не оплачивают коммунальные платежи. Но возникает справедливый вопрос – намерены ли они осуществлять все платежи после того, как получат квартиры в собственность, или будут продолжать ставшую уже привычной им практику и в отношении монгольских властей и монгольских домовладельцев.

Такая ситуация не устраивает российскую сторону. ФГУП «Госзагрансобственность» обращалась в судебные органы для защиты наших прав путем освобождения собственности от незаконного использования, т.е. тех, кто не осуществляет арендные и иные платежи. Это, видимо, побудило членов Ассоциации начать кампанию по дискредитации организаций, уполномоченных представлять Российскую Федерацию в отношении недвижимости на территории Монголии и, в первую очередь, ФГУП «Госзагрансобственность».

Члены Ассоциации в своих действиях ссылаются на рассекреченные Протокол 1971г. и Соглашение 1979 г. Из Протокола от 29.06.1971г. о выделении земельных участков под строительство жилых домов с необходимыми культурно-бытовыми объектами следует, что все указанные объекты построены силами и средствами Советского Союза. Правопреемником СССР является Российская Федерация. Это признано всем международным сообществом и никем не оспаривается. Это зафиксировано в подписанной в апреле 2016 г. Министрами иностранных дел России и Монголии Среднесрочной программе развития стратегического партнерства.

В этой связи совершенно непонятны заявления Ассоциации о «возврате» этих объектов. Заявления о запланированной «поэтапной передаче всех объектов монгольской стороне» не соответствуют действительности, подобные намерения нигде не зафиксированы.

Заявление членов Ассоциации со ссылкой на «Венскую конвенцию о праве международных договоров 1969 года», что Протокол в настоящее время не имеет силы, говорит о плохом знании этого международного документа. Ведь в соответствии со ст.65 этой Конвенции, сторона, оспаривающая действительность договора, для прекращения договора, выхода из него или приостановления его действия, обязана уведомить другую сторону договора о своем требовании. Но монгольские партнеры не оспаривают действие соглашения, а, напротив, признавая его, ведут вместе с нами работу по его обновлению в соответствии с сегодняшними реалиями. Результаты, естественно, будут представлены на рассмотрение в ВГХ Монголии в соответствии с ее действующим законодательством. Российская и монгольская стороны едины в том, что возникающие спорные вопросы подлежат урегулированию путем переговоров. Именно поэтому решением вопросов недвижимости Российской Федерации на территории Монголии занимается Российско-Монгольская Рабочая группа, созданная в рамках Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Очередное заседание Рабочей группы предварительно назначено на середину декабря этого года.

Считаем необходимым в очередной раз привлечь внимание к правовой стороне использования недвижимости Российской Федерации на территории Монголии.

Согласно Указам Президента Российской Федерации от 23.10.2000 г. № 1771 и от 17.09.2008 г. № 1370 определено, Управление делами Президента Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации в соответствии с российским законодательством права собственника государственного недвижимого имущества, расположенного за рубежом. С этой целью Управление делами Президента Российской Федерации учредило ФГУП «Госзагрансобственность». Предприятие занимается эффективным коммерческим использованием, эксплуатацией, надлежащим содержанием и обеспечением сохранности имущества, расположенного за рубежом, поиском расположенного за рубежом имущества бывшей Российской империи и бывшего Союза ССР, оформлением и защитой прав собственности Российской Федерации на указанное имущество. Эти положения не противоречат ни монгольскому, ни российскому, ни международному законодательству. Собственник, а именно – Российская Федерация, вправе распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению, в том числе и для извлечения прибыли посредством сдачи в аренду. ФГУП «Госзагрансобственность», являясь полномочным представителем РФ в отношении российской недвижимости, выплачивает согласно монгольскому законодательству все необходимые налоги от извлеченной прибыли.

И последнее. Требуют пояснения цифры, приводимые Ассоциацией.

В частности, было заявлено, что в российских домах проживает на арендной основе 15 000 монгольских граждан. Это просто какая-то космическая цифра. На данный момент в собственности Российской Федерации в разных регионах Монголии, в соответствии с Протоколом 1971г. и Соглашением 1979 г., находятся 15 жилых домов, в которых физически не сможет разместиться такое количество граждан. При этом из этих 15-ти домов в настоящее время в аренду сдается только 8. Абсолютно абсурдно звучат утверждения о том, что прибыль от этих домов составляет 5 млн. долл. США в месяц! Если следовать их логике – это 60 млн. долл. США в год. Но даже такое крупное предприятие как ГОК «Эрдэнэт» до выхода российского акционера из этого СП не приносило ему в последние годы столь больших дивидендов. Стоит добавить, что поддерживают Ассоциацию или входят в ее состав всего около 30-ти монгольских семей,проживающих в российских домах, сдаваемых в настоящее время в аренду в г.Улан-Батор, и жители одного дома в г.Дархан. Но, несмотря на малочисленность и абсолютно своекорыстные интересы, Ассоциация пытается заказывать музыку на важном направлении двустороннего экономического сотрудничества.

Стоит напомнить, что в 1990-х года Российская Федерация безвозмездно передала Монголии более 1400 различных объектов недвижимости, большое количество военной техники, оборудования и снаряжения, совсем недавно была окончательно урегулирована проблема монгольской задолженности по кредитам, предоставленным СССР. Российская Федерация списала Монголии более 11,0 млрд долл. США. То есть не может быть и речи о каких-то неблагоприятных подходах российской стороны.

Наша позиция по данному вопросу относится только к членам Ассоциации и инициативной группе лиц. Мы высоко ценим и уважаем дружеские отношения между нашими странами. Уверены, что 95-летие установление дипломатических отношений между Россией и Монголией, которое мы торжественно празднуем в этом году, не омрачат действия Ассоциации арендаторов жилья.