home

Двусторонняя ДОГОВОРНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

Московская декларация

Принята Президентом России Владимиром Путиным и Президентом Монголии Намбарыном Энхбаяром 8 декабря 2006 года в Москве

По приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина Президент Монголии Н.Энхбаяр 4–9 декабря 2006 года посетил с официальным визитом Российскую Федерацию.

В ходе переговоров, прошедших в откровенной и доверительной атмосфере, руководители двух стран подвели итоги развития двусторонних отношений за период с принятия 14 ноября 2000 года Улан-Баторской декларации, обсудили вопросы дальнейшего развития и углубления российско-монгольских отношений, обменялись мнениями по актуальным региональным и международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

1. Российская Федерация и Монголия подтверждают свою приверженность исторически сложившимся отношениям традиционной дружбы и взаимного доверия между народами двух стран и, руководствуясь Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Монголией от 20 января 1993 года, будут последовательно наращивать масштабы, обогащать содержание, добиваться повышения эффективности двустороннего взаимодействия в духе отношений стратегического партнерства, предполагающего вывод многогранных связей между двумя странами на еще более высокий и качественно новый уровень.

Стороны едины в понимании того, что российско-монгольское сотрудничество во всех сферах должно развиваться на основе уважения принципов суверенного равенства, взаимной выгоды, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела и других общепризнанных принципов и норм международного права.

2. Придавая важное значение укреплению сложившегося в последние годы механизма межгосударственных политических контактов, Стороны отмечают особую роль регулярного российско-монгольского политического диалога на высшем и высоком уровнях, обеспечивающего динамизм и конструктивную направленность двусторонних отношений, высказываются за их обогащение новым содержанием, а также за дальнейшее развитие практики двусторонних внешнеполитических и иных консультаций между исполнительной и законодательной властями двух стран.

Стороны с удовлетворением констатировали, что урегулирование в 2003 году вопроса о задолженности Монголии в переводных рублях открыло новые возможности для наращивания всестороннего взаимодействия между двумя странами.

Стороны подтверждают готовность диверсифицировать отношения в различных сферах и подчеркивают важность совершенствования в этих целях договорно-правовой базы отношений между Российской Федерацией и Монголией. В этом контексте выражено удовлетворение в связи с тем, что в ходе визита подписаны следующие документы:

– Договор между Российской Федерацией и Монголией о режиме российско-монгольской государственной границы;

– Программа по развитию российско-монгольского торгово-экономического сотрудничества на 2006–2010 годы;

– Протокол об активизации сотрудничества между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Государственным управлением по чрезвычайным ситуациям Монголии;

– Меморандум о сотрудничестве в области железнодорожного транспорта между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством дорог, транспорта и туризма Монголии;

– Программа сотрудничества между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции и внутренних дел Монголии на 2007–2008 годы;

– Меморандум между Федеральной миграционной службой (ФМС России) и Государственным центром гражданской регистрации и информации Монголии о взаимопонимании и сотрудничестве в деле миграции;

– Программа сотрудничества между Федеральным агентством по культуре и кинематографии (Российская Федерация) и Министерством образования, науки и культуры Монголии на 2006–2008гг.;

– Соглашение между Федеральным государственным унитарным предприятием «Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС)» и Монгольским телеграфным агентством МОНЦАМЭ о сотрудничестве в области информации.

3. Стороны провели обстоятельный и продуктивный обмен мнениями по вопросам развития двусторонних торгово-экономических связей. Констатировав взаимодополняемость экономик двух стран и наличие широких возможностей для дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества, Стороны высказали твердое намерение прилагать усилия для взаимного развития и процветания.

Стороны пришли к согласию о необходимости стремиться к широкой кооперации в различных отраслях экономики, прежде всего в топливно-энергетическом секторе, геологии и горнорудной промышленности, транспортной сфере, в области сельского хозяйства, а также в развитии финансовых и банковских структур и реализации совместных инвестиционных проектов в соответствии с новыми международными стандартами и экономическими реалиями.

Стороны едины в том, что должны быть предприняты совместные усилия по наращиванию объемов взаимной торговли, созданию благоприятных условий для взаимных инвестиций и обеспечения гарантий их защиты в рамках национального законодательства двух стран.

Стороны положительно оценивают работу Российско-Монгольской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и заинтересованы в дальнейшем повышении эффективности ее деятельности с целью существенного увеличения взаимного товарооборота и диверсификации взаимной торговли, а также активизации инвестиционного сотрудничества.

Стороны подтвердили заинтересованность в наращивании потенциала совместных предприятий «Эрдэнэт» и «Монголросцветмет», вносящих существенный вклад в двустороннее сотрудничество и развитие монгольской экономики, повышении их эффективности за счет технического перевооружения, совершенствования совместного управления, реализации перспективных инвестиционных проектов.

Стороны, отметив важное значение совместного акционерного общества «Улан-Баторская железная дорога» в развитии сотрудничества между двумя странами, признали необходимость модернизации УБЖД, рационализации структуры управления и обновления договорной базы ее деятельности, а также проработки вопросов обеспечения стабильного роста транзитных грузоперевозок по Улан-Баторской железной дороге между Россией и Китаем, включая меры тарифного регулирования.

Стороны высказались за поощрение связей между регионами обеих стран, приграничного сотрудничества и торговли, развитие и совершенствование в этих целях приграничной инфраструктуры, упрощение правил и процедур для взаимных поездок граждан обеих стран, использование к взаимной выгоде новых возможностей, открывающихся в результате интеграционных процессов в мировой экономике.

Стороны договорились продолжить сотрудничество в области предупреждения и ликвидации промышленных аварий и стихийных бедствий, в том числе в приграничных районах России и Монголии. Российская Сторона будет оказывать содействие Монголии в обучении кадров для национальной спасательной службы, обеспечении специальной техникой, инструментами, оборудованием на взаимовыгодной основе.

Россия и Монголия будут развивать сотрудничество в области охраны окружающей среды для обеспечения взаимной экологической безопасности и совместного предотвращения загрязнений, затрагивающих территории обеих стран.

4. Российская Федерация и Монголия, приверженные сохранению и упрочению традиционных уз духовной и культурной близости народов двух стран, будут сотрудничать в гуманитарной области путем увеличения числа монгольских студентов, обучающихся в вузах Российской Федерации, подготовки и переподготовки специалистов, обмена программами обучения. Стороны будут содействовать активизации контактов между людьми и общественными организациями, в том числе в области культуры, образования, науки, средств массовой информации, молодежных обменов и спорта, поощрять и оказывать поддержку изучению русского языка в Монголии и монгольского языка в России.

Российская Федерация и Монголия договорились совместно разработать комплексную программу по развитию туризма, с учетом особенностей регионов Сторон, предусматривающую создание соответствующей инфраструктуры для организации туристических маршрутов, прежде всего на базе озер Байкал и Хубсугул.

Стороны продолжат работу по совершенствованию договорно-правовой базы, регулирующей вопросы гуманитарного сотрудничества, в том числе в сфере трудовой миграции.

5. Российская Федерация и Монголия продолжат развитие и совершенствование военного и военно-технического сотрудничества, будут содействовать развитию прямого взаимодействия между органами юстиции, правоохранительными органами и специальными службами, а также органами пограничной охраны, в том числе в области обмена информацией и оказания помощи в борьбе с новыми вызовами и угрозами.

Стороны выразили удовлетворение укреплением и координацией взаимодействия в области национальной и международной безопасности между Советом Безопасности Российской Федерации и Советом Национальной Безопасности Монголии на основе Протокола о сотрудничестве советов национальной безопасности двух стран от 26 мая 1995 года.

6. При обсуждении обстановки в мире Стороны констатировали близость или совпадение позиций по основным региональным и международным проблемам.

Россия и Монголия отмечают, что набирающие обороты процессы глобализации привели к усилению взаимозависимости государств, в результате чего их безопасность и процветание стали неделимыми. Такие угрозы безопасности, как международный терроризм, трансграничная организованная преступность, наркотрафик, носят глобальный характер. Эффективно противостоять им можно, лишь объединяя усилия и придерживаясь согласованных принципов и механизмов взаимодействия.

Россия и Монголия признают право государств на независимый и самостоятельный выбор пути развития в соответствии с собственным историческим опытом, на равноправное участие в международных делах, подчеркивают необходимость уважения культурно-цивилизационного многообразия современного мира.

Россия и Монголия подтверждают готовность расширять сотрудничество как между собой, так и со всеми заинтересованными партнерами в целях построения нового, более справедливого и демократичного миропорядка, обеспечивающего стабильность и безопасность на всех уровнях и создающего благоприятные условия для устойчивого развития. Такое мироустройство должно основываться на коллективных началах при центральной координирующей роли ООН и ее Совета Безопасности, обладающих уникальной легитимностью в международных делах, а также верховенстве международного права.

Россия и Монголия исходят из того, что урегулирование международных и региональных конфликтов и кризисов должно осуществляться политико-дипломатическими средствами в строгом соответствии с принципами и нормами международного права при учете законных интересов всех вовлеченных сторон.

Стороны будут повышать эффективность сотрудничества в сфере борьбы с новыми вызовами и угрозами, прежде всего по противодействию терроризму во всех его формах и проявлениях, незаконному обороту наркотиков и транснациональной организованной преступности, как в форматах ООН, так и на региональном уровне.

Россия вновь подтверждает приверженность Совместному заявлению стран ядерной «пятерки» о гарантиях безопасности Монголии в связи с ее безъядерным статусом и считает, что такой статус содействует упрочению режима ядерного нераспространения, являясь также важной мерой укрепления доверия в Северо-Восточной Азии и за ее пределами.

Россия и Монголия признают необходимость поддержания регулярных консультаций и координации усилий по вопросам обеспечения мира, стабильности, безопасности и расширения сотрудничества в Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стороны выступают за укрепление и консолидацию многосторонних механизмов политической и экономической интеграции, таких как Региональный форум АСЕАН, Диалог по сотрудничеству в Азии, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, и призывают к активизации межгосударственного сотрудничества в интересах мира, безопасности и совместного процветания. Россия подтверждает поддержку намерений Монголии стать членом форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество».

Россия и Монголия констатируют важную роль ШОС в развитии добрососедских отношений и многопланового партнерства между странами Центральной Азии. Стороны выражают заинтересованность в активизации в рамках ШОС партнерства в таких приоритетных областях, как энергетическая, транспортная, информационно-коммуникационная, сельскохозяйственная, в соответствии с духом «Декларации пятилетия Шанхайской организации сотрудничества».

Монгольская Сторона информировала Российскую Сторону о том, что изучает вопрос о возможности своего вступления в Евразийское экономическое сообщество.

Президент Монголии Н.Энхбаяр выразил признательность за теплый прием в Москве и пригласил Президента Российской Федерации В.В.Путина посетить Улан-Батор в удобное для него время. Приглашение было с благодарностью принято.


ПРЕЗИДЕНТ
РОССИИ

В.Путин


ПРЕЗИДЕНТ
МОНГОЛИИ

Н.Энхбаяр